2 сентября 2013 г.

МАКС-2013

Прошлый МАКС я пропустил. Собирался ехать, но с погодой не повезло, как раз в дни открытия салона для публики (это три последних дня с пятницы по воскресенье) зарядили дожди, полетную программу сильно сократили, так что вышел облом. Последний раз на МАКСе я был уже довольно давно, а в эту субботу погоду обещали более-менее нормальную, так что нужно было наверстывать упущенное.

Ну и нелишним будет отметить, что наконец-то предоставился шанс по полной использовать мой объектив-телевичок. Не зря же я его постоянно таскаю с собой, чтоб сделать от силы пару-тройку фотографий. Здесь же для него ожидалось большое раздолье.


Мое первое посещение авиасалона состоялось еще в 2001 году. Прекрасным субботним утром мы втроем выехали на машине – зеленой девятке одного товарища. Но ранний выезд нас не спас. При въезде в Жуковский внезапно попали в жуткую пробку: на двухполосной дороге озлобленные автолюбители сначала заняли обочину, потом встречку, а затем и встречную обочину. Такой жести с тех я больше не видел никогда. В общем, часа через четыре, поставив машину на какой-то отдаленной парковке, мы дотопали, наконец, до выставки. Заняв уютненькое местечко на травке возле ВПП и купив пивка, мы несколько часов спокойно наслаждались демонстрационными полетами.

В общем, если выкинуть транспортную оставляющую, то об авиасалоне у меня, в общем-то, остались приятные воспоминания. В этот раз я решил поехать на электричке (да и все равно машина утром не завелась). На Казанском вокзале, стратегически обойдя слева массовое скопление людей у касс, почти без очереди купил билет на экспресс и успел забежать в вагон за −0.5 сек до отправления.

Через 40 минут электричка уже прибыла на место. Тут я сделал одну ошибку, поддавшись влиянию толпы. Все побежали – и я побежал. © Надо было ехать дальше, до платформы «42 километр», где по отзывам было гораздо спокойней, но я вышел со всеми на остановке «Отдых».


© Марина Лысцева / «Лента.ру»

Но несмотря на ужасающее количество людей, вся эта толпа двигалась довольно быстро. Автобусы подходили один за одним без перерывов, у закрывающихся дверей стояли сотрудники транспортной службы, следя за тем, чтобы внутрь не набилось слишком много людей. Знающие товарищи говорят, что по утрам на станции «Выхино» так выглядит рутинный штурм вагонов метро.


© Марина Лысцева / «Лента.ру»

В общем, еще через час, постояв в очереди на досмотр и в кассу за билетом по 700 руб. (если брать заранее, можно было купить по 550 руб.), я в конце концов вполз на территорию выставки.


© Марина Лысцева / «Лента.ру»

Возле статической экспозиции огромные толпы народа, недовольные мамашки все проталкивали своих чад поближе к самолетам и вертолетам, дабы снять их на айпад или мыльницу.



«Осмотрю-ка я все это под вечер, когда схлынет основная масса», – сказал я себе и отправился к ВПП, перед которой и проходила летная программа сегодняшнего дня. Открывали ее какие-то мелкие самолетики и вертолеты, но первое по-настоящему серьезное выступление доверили пилотажной группе «Русь» на Л-39.



Слава России!



Затем пришел черед корпорации ОАО «Вертолеты России».
На сцене Ми-38 – вертолет, призванный придти на смену классическому Ми-8.



Впрочем не только мирными агрегатами известна эта компания. В наше неспокойное время никуда не деться от военных вертолетов, способных уничтожать как танки, так и живую силу противника, т.е. скрывающихся в горах чехов.



Боевой Ми-28 так же был представлен и на земле.



С братским приветом из Поднебесной к нам прибыла эскадрилья китайских ВВС под названием «1 августа».



Они довольно бодро отлетали на своих боевых многоцелевых истребителях J10, которые на Западе больше известны под обозначением F-10 «Стремительный дракон» (англ. Vigorous Dragon).



Дальше у нас смешной самолетик под названием «Рысачок», как явно следует из оного - наше, родное производство. Презентацию «Рысачка» проводил, по всей видимости, какой-то сотрудник еще советской закалки, долго и нудно читающий скучный текст, в котором подробно перечислялись ТТХ: лёгкий двухмоторный турбовинтовой самолёт с размахом крыльев 18 м, грузоподъемность 1.6 тонны...



Все вздохнули с облегчением, когда надежда российского авиапрома наконец-то освободила небо для Су-35С – многоцелевого истребителя поколения 4+, оснащенного двигателями с переменным вектором тяги. Все эти «колоколы», «кобры» и прочие фигуры высшего пилотажа для него были раз плюнуть. Жаль только, что на вооружении таких истребителей пока меньше десятка...



Вот к нам приближаются «Стрижи».



«Стрижи» на своих МиГ-29 демонстрировали нам чудеса группового пилотажа.







«Беркуты России» – единственная в мире пилотажная группа на боевых вертолетах, на тех же самых Ми-28. Как говорил диктор, в ее составе только боевые пилоты, на счету которых не один добропорядочный горец, мирно засевший в ущелье со стингером в руках.



Дальше у нас тройка истребителей пятого поколения под кодовым названием Т-50, производства ОКБ Сухого. Пятое поколение – это почти как четвертое, но больше электроники и технология стелс. Среди истребителей пятого поколения на вооружении в настоящее время стоит только F-22 Raptor в США. Так что наши Т-50 – это всего лишь опытные образцы, в то время как американцы с 2005 года успели наделать уже почти 200 штук Рапторов.



На очереди пилотажная группа «Соколы России» из Липецка на Су-27.



Эти, кстати, понравились больше всего, так как помимо группового пилотирования демонстрировали учебный бой, типа как все эти фигуры высшего пилотажа позволяют зайти в заднюю полусферу противника и пустить в него ракету.



Время близилось к обеду, и я захотел пойти чего-нибудь сожрать. По милости организаторов «Обжорный ряд» был довольно далеко от летного поля, нужно было потратить десять минут, лавируя между по-домашнему расположившимися на траве многочисленными поклонниками авиации, чтобы дойти до палаток и обнаружить там адские очереди за бутербродами. Без очереди можно было купить только пиво «Золотая бочка» в банке за 200 руб. Чай стоил 150 руб., а цены на сэндвичи в ларьках Stardog's начинались от 300 руб.

Одно хорошо – на выставку можно было пронести свою еду и выпивку, так что самые ушлые зрители, удобно сидя на расстеленных покрывалах и матрасах, потребляли беленькую, закусывая ее жареной курочкой, огурцами и помидорами – точь-точь как в поездах дальнего следования.

Тем временем, самолеты взлетали и садились почти без перерыва, в редких паузах организаторы читали рекламные объявления и сообщали о потерявшихся детях: «Сергей Иванов, 10 лет, твой папка ждет тебя у большого серого самолета, где вы с ним встречались в прошлый раз».



Самый большой в мире пассажирский лайнер Airbus A380. Несмотря на устрашающие размеры, он очень плавно поднялся в воздух, чтобы сделать несколько кругов перед восхищенными зрителями.



Удивительно, как эта огромная туша вообще способна летать. На сверхмалой скорости в 250 км\ч A380 медленно проплывал над взлетной полосой и делал горку с разворотом. Всем понравилось.



Чем же на это ответит Россия?
Самолетом Су-30СМ – двухместным истребителем, переделанным из модификации Су-30МКИ, которая была создана специально для ВВС Индии. Наши подумали, что неплохо бы иметь такой самолет и в составе собственных воздушных сил.



И опять иностранцы – пилотажная группа «Breitling Jet Team» из Франции с довольно интересной программой.





А эта фигура называется роспуск.



Погода стала ухудшаться, опустилась низкая облачность и летчикам стало сложней демонстрировать свое мастерство. После французов у нас снова наши – двухместный многоцелевой истребитель МиГ-35.



В 2009 году МиГ-35 участвовал в тендере для индийских ВВС, но проиграл борьбу европейским конкурентам, в частности, французскому истребителю Rafale.



Пошел легкий дождик. Народ потихоньку начал сворачивать покрывала. Я досмотрел выступление пилотажной группы «Русские витязи» на Су-27 и тоже засобирался домой. Дождь только усиливался. Черт с ней, со статической экспозицией.



Мне кажется, что организаторы вообще не думали о том, что внезапно может пойти дождь. А как известно, человек с зонтом занимается гораздо больше места, чем человек без оного. Выход осуществлялся через те же КПП, что и вход, т.е. через очень узкие стометровые полосы с турникетами. С единственным отличием – при выходе не нужно было предъявлять сумки на досмотр. Может таким образом, они хотели не допустить скопления людей перед автобусами, но у них все равно ничего не получилось.

За спиной заканчивали свое выступление «Балтийские пчелы» из Латвии, а у КПП впереди под проливным дождем в адской давке народ пытался влезть в немногочисленные автобусы. Обойдя бочком Содом и Гоморру, я двинулся через парковку к дороге на выход. И опоздал буквально на несколько минут: там стояло несколько автобусов, которые так и не смогли проехать к КПП, поэтому водители при помощи гаишников стали набирать народ у парковок. В автобус до «Отдыха» я влезть не смог, а до «Быково» решил не ехать, поверив гаишникам, которые успокаивали народ, дескать, не тревожьтесь, автобусов на всех хватит.

Ага, как бы не так. За двадцать минут по этой дороге не проехал ни один автобус ни в одну, ни в другую сторону. Что творилось у КПП, мне даже представить себе страшно. Так что я пошел пешком.



Перед круговой развязкой у выхода из аэропорта Жуковский моему взору предстала картина полнейшей неразберихи и хаоса. По дороге во все стороны шли промокшие насквозь люди, между ними пытались ехать машины, пустые автобусы старались заехать внутрь, а заполненные выехать по направлению к электричкам. Отчаявшиеся люди штурмом брали зазевавшиеся посреди дороги автобусы, водителям которых ничего не оставалось, как открыть двери и впустить пассажиров. Я как-то удачно влез в один такой автобус и уже через минут двадцать, все это время чувствуя себя селедкой в бочке в собственном соку, выпал у платформы «Отдых».

Электрички ходили каждые семь-восемь минут, турникеты вырубили, так что втиснуться в вагон было довольно просто. В итоге, через три с половиной часа после того, как я повернулся спиной к МАКСу-2013, я был уже дома и спешно вливал в себя горячий чай.

Любите самолеты.

3 комментария:

  1. Отличный репортаж! Как оказалось практически и без ужасов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, если б не дождь и массовый исход, было бы вполне нормально. А так все ломанулись одномоментно, вот организаторы и не справились.

      Удалить
  2. Чувствовать себя селедкой в собственном соку, это обязательная опция всех "Максов"

    ОтветитьУдалить