Тем более что и путь наш в этот раз опять лежал во Францию
Опять Шамбери, опять башкирские авиалинии… Или это обратно были башкирские, а туда татарские? Помню только, что где-то кормили чуть лучше. Хотя какая разница, башкиры, татары или вообще буряты, по мне лишь бы долететь. В этот раз посадка в Шамбери была не столь эффектна, просто вылетели из облаков и сразу сели. Серо и буднично. Впрочем, под стать погоде, которая лишь усиливала какую-то общую неприветливость. Перед поездкой я посмотрел прогноз, из шести катательных дней солнце обещали только в течение трех с половиной, а потом пурга, метель и вьюга. Однако, если в Шамбери нас ждало лишь серое унылое небо, то по мере продвижения в сторону Тиня тучи понемногу расступались, в конце концов исчезнув совсем.

В отличие от прошлого раза, когда мы добрались до курорта только к ночи, сейчас на месте мы были уже в первой половине дня. В общем случае это хорошо, есть время отдохнуть с дороги, распаковать вещи, да и вообще разобраться что тут к чему. К примеру, найти паб. Но мне кажется, что все гладко бывает только где-то в идеальном сферическом мире. В суровой же реальности постоянно случаются какие-то казусы. Вот и здесь ресепшн, где мы должны были получить ключи от номеров, открывался только через несколько часов, а поскольку с багажом особо не погуляешь, то нам пришлось постоянно перебираться из одной забегаловки в другую, поневоле в каждой из них занимаясь дегустацией местных напитков.
Наконец час Р пробил, и двери ресепшена приветливо распахнулись. Убрав со стола очередную пустую бутылку из-под
«Близость к подъемникам» – этими словами на сайте TripAdvisor исчерпывался список достоинств нашей резиденции. Еще там было много разных идиоматических выражений и фраз, смысл которых от меня неуловимо ускользал. Несомненно, при бронировании тура это слегка настораживало, но так как других вариантов все равно не было, то выбирать не приходилось.

В итоге оказалось не так плохо, хотя и однокомнатные номера не отличались большим размером, и в нашем двухэтажном (типа на восемь человек) мы с трудом разместились вчетвером. Странно, номер на восемь человек, а чашек было всего три, что мы честно указали в описи и торжественно вручили Джанго, чтобы он разобрался с этим безобразием. Он обещал подумать и почему-то мне кажется, что думает до сих пор. В остальном, если не считать качающейся табуретки, было вполне терпимо. Большой стол, который вмещал всю компанию, позволял вечерами спокойно играть в «Повелителя» и пить арманьяк, закусывая прекрасными французскими сырами.
Но ладно, ближе к делу, а именно к дневной программе пребывания во французских Альпах. Курорты Тинь (Tignes) и Валь-д’Изер (Val d’Isere) образуют единую область катания Эспас-Килли (Espace Killy) – это в общей сложности 300 км горнолыжных трасс различного уровня сложности и порядка сотни подъёмников. Считается, что сложность трасс в этой зоне катания недооценена, т.е. много красных трасс, которые на самом деле сложные черные. Я бы так не сказал, другое дело, что черные трассы здесь реально внушают уважение

В составе сборной по сравнению с прошлым сезоном изменений было мало, вместо искателей куршевельских звездочек Миши и Наташи к нам присоединились Паша и Наташа, с которыми мы как-то ездили в Австрию. Таким образом, нас оказалось четыре сноубордиста против четырех лыжников. Битва не на жизнь, а на смерть.

Посмотрите повнимательней на этих суровых парней. Они внушали страх и трепет своим противникам. От их безжалостного сноуборда не ушел ни один четырехпалочник.

А что же лыжники?
Мне кажется, они сдались на милость победителя. Ave, Snowboarder, morituri te salutant!

Ладно, к лыжникам мы еще вернемся.
Поговорим немного поподробней о зоне катания. В принципе, мы были почти везде, три дня катаясь в Тине и три дня в Валь-д’Изере. Трассы есть на любой вкус, в том числе здесь большое раздолье для любителей внетрассового катания. Этим, кстати, часто пользовался Паша.
– Паша, Паша, где ты, где ты? Прием.
– Ш-ш-ш-ш… Я… ш-ш-ш-ш… в общем уехал тут по пухляку, скоро буду… ш-ш-ш-ш… Надеюсь.

Иногда вообще непонятно, каким образом люди забирались на какие-то совсем неприступные склоны, куда не ведет ни один подъемник. Впрочем, фрирайдерам семь верст не крюк, дай только поглубже зарыться в снег.

Как следует размявшись за первые пару дней, в одно прекрасное утро я решил попробовать свои силы на знаменитой олимпийской трассе Валь-д’Изера – La Face de Bellevarde. Когда в уже далеком 1992 году во французском Альбервилле проводилась зимняя Олимпиада, именно в Валь-д’Изере проходили соревнования по горнолыжным дисциплинам среди мужчин. Трасса, длиной чуть больше 2 км и с перепадом высот в 900 метров, осталась с тех пор. И хотя Олимпиада давно закончилась, здесь ежегодно проводится один из этапов кубка мира по горнолыжному спорту, в частности, скоростной спуск и слалом-гигант.
Прекрасная трасса, просто прекрасная! Начинается как обычная красненькая, едешь себе и удивляешься непонятному ажиотажу вокруг нее, как вдруг совершенно неожиданно перед тобой возникает обрыв, идущий аж до самого низа. Говорят, Боде Миллер способен здесь развивать скорость до умопомрачительных 140 км/ч. Я, конечно, не Боде Миллер, да и на сноуборде шибко быстро не поедешь (очень быстро можно только полететь), так что к концу спуска трасса отъела все мои силы. Но оно того стоило.
Матерые горнолыжники обычно говорят, что Тинь – это так, ширпотреб, популяризация горнолыжного спорта для небогатых масс, а вот Валь-д’Изер – это настоящая уютная альпийская деревушка с небольшими домиками и мишленовскими ресторанами. Я бы так не сказал, на мой взгляд Валь-д’Изер – он такой же как Тинь, только Валь-д’Изер. Ну может быть ёлок чуть побольше, хотя это и сомнительное достоинство. Так что мне даже было лень его фотографировать.

Нет, это не Валь-д’Изер, это один из Тиней – Тинь Ле Лак (Tignes Le Lac).
Мне, как сноубордисту, все время кажется, что лыжники оккупировали практически все склоны. Куда ни глянь, везде лыжники: они занимают большую часть трассы, медленно спускаясь широкими дугами; во время обеда на горе сразу же усаживаются на самые лучшие места; все прокаты завалены лыжным оборудованием, а вот найти простенький ремешок для сноубордического крепления оказывается неразрешимой задачей… Бывало мчишь себе спокойно вниз, как вдруг посреди трассы на невидимой сверху части склона обнаруживаешь лежку проклятых четырехпалочников, которые решили устроить там привал. Впрочем, настоящему сноубордисту все это не помеха, но постоянно нужно быть начеку.

В каждой из больших зон катания есть по леднику, где снег лежит круглый год и кататься можно даже летом. Один из них виден из окна нашего отеля, второй находится в Валь-д’Изере, в самой отдаленной от нас точке. Нужно потратить пару часов, только чтобы туда добраться.

Именно там (и не только на мой скромный взгляд) была самая лучшая трасса во всем Эспас-Килли. Не в последнюю очередь благодаря отсутствию постоянно путающихся под ногами лыжников, ибо не каждый падаван способен добраться сюда. Кроме того, лучшим там был и ресторанчик на горе, с самыми нормальными ценами и с самой приличной едой. Так что побывав там один раз, мы решили съездить туда еще раз, несмотря на двадцатиградусный мороз, который вдруг опустился на Тинь. На леднике в этот день в воздухе была какая-то непонятная снежная пыль, которая искрилась на солнце, создавая очень необычный эффект. Если немного повернуть голову в строну во время движения на подъемнике или спуска с горы, то можно было наблюдать иллюзию перехода в гиперпространство в соответствие с голливудскими представлениями об этом… Где еще такое увидишь?
Первый же ледник запомнился лишь жутким ветром на вершине (3450), сдувающим рюкзак со смотровой площадки. Зато оттуда можно было видеть Монблан – самую высокую гору Западной Европы (4810). Предлагаю читателю найти здесь Монблан самостоятельно.

Как уже ясно, с погодой нас обманули, обещали снег и метель, а в итоге мы застали только похолодание. Тинь – это высокогорный курорт, находящийся на отметке в 2100 метров. Поэтому пока светит солнце, здесь нормально и более-менее комфортно. Но к вечеру столбик термометра резко падает, так что на улице передвигаться можно только короткими перебежками. В любом случае, для катания лучше солнце и мороз, чем снегопад.

Вообще же, хочется отметить, что несмотря на достаточно большой размер компании, а так же на все-таки разный уровень мастерства (отличный и профессиональный), у нас никогда не возникало проблем с тем, чтобы выбрать место для катания. Хотели – катались вместе, хотели – каждый покорял свой лично ему интересный склон. Никто никого не принуждал, не давил. Куда Лена сказала, туда все и ехали.

Если же говорить о доступных развлечениях après-ski, то в Тине при желании можно найти почти все, что угодно. Здесь есть бассейн с аквапарком, который некоторые из нас успешно опробовали. Помимо этого, в Тине постоянно проходят различные мероприятия, так или иначе связанные с горнолыжным спортом или каким-либо прочим экстримом. К примеру, здесь в воскресенье (а это первый наш полный день) французский автогонщик, чемпион мира по ралли-рейдам, Герлен Шишери (Guerlain Chicherit) должен был продемонстрировать сеанс занимательной магии с последующим разоблачением, а именно: первое в мире сальто (или бэкфлип) на автомобиле. Шишери выбрал для этих целей раллийный болид Mini Countryman JCW, который подвергся дополнительной модификации, чтоб не развалиться на части при приземлении (особенно, неудачном).

Начало мероприятия было запланировано на 17:00 местного времени. Отличное, надо сказать, время. Солнце еще не зашло, поэтому и света хватает, и температура не успевает упасть слишком низко. Так что мы не спеша собрались и пошли к рампе для прыжка, куда потихоньку подтягивался весь Тинь. Проведя рекогносцировку местности, мы решили забраться повыше на склон прямо напротив трамплина, справедливо считая, что обзор там будет совершенно волшебный. Однако организаторам отчего-то так не думали, поэтому, распугивая незадачливых зрителей, ратраки весело разъезжали внизу, даже не помышляя о том, чтоб утрамбовать снег на склонах. Утопая по верхнюю часть бедра в пухляке, мы в первый раз помянули недобрым словом организаторов. Однако, как говорится, лиха беда – начало.
Как можно было ожидать, в 17:00 действо и не думало начинаться, у черной палатки с прогревающимся Mini даже не открыли выезд. Не открыли его и через 10, и через 20 минут. Конферансье периодически выплескивал в микрофон пространную речь, обещая, что через dix minutes «вы, наконец-то, станете свидетелями уникального трюка, ради которого мы все сегодня здесь собрались, ну а пока послушайте зажигательную музыку». После чего два бодрых диджея ставили очередную композицию французского рэпа. Вы когда-нибудь слышали французский гангста-рэп? Бог миловал? Мне кажется, что американцам гораздо эффективней было бы пытать пленников в Гуантанамо не сочинениями групп Metallica и Drowning Pool, а французским рэпом. Может и Усаму бы поймали тогда чуть раньше…
Мороз крепчал. Стоять на одном месте было холодно, но в в глубоком снегу особо не подвигаешься. Кто-то закапывался

Автомобильчик взмывает в воздух, где на мгновение зависает в верхней точке…

…после чего тяжело плюхается на вершину рампы.


Это все.
Кого не удовлетворили мои с таким трудом добытые фотографии при столь суровых погодных и световых условиях, могут насладиться следующим видео, где процесс заснят от и до.
Происходившее затем я не могу назвать иначе как «Мгновенный Исход». Окоченевшие зрители со скоростью, превышающей скорость Mini в точке отрыва, поспешили быстрей покинуть эти чертоги холода. Помню, что в моем обледенелом мозгу была только одна мысль: «Вашу ж мать, быстрей бы в тепло!» Но даже добравшись до дома, согреться не мог я еще очень долго. И вроде прислонишь ногу к раскаленной батарее, кожа приятно покрывается румяной корочкой, но стоит ее убрать, как на пальцах снова выступает иней.
Здесь следует отметить одну очень интересную вещь: после этого мероприятия наш самый больной в мире человек вдруг резко пошел на поправку, словно низкая температура убила все остатки болезнетворных микробов. Однако, закон энтропии неумолим, так что к концу поездки титул самого больного в мире человека перешел к другому члену нашего коллектива. Тоже, кстати, лыжнику. Нет, я ничего не хочу сказать, но вообще братья-сноубордисты покрепче будут. Взгляните еще раз на эти лица, разве может этих богатырей поразить какая-то там инфекция?

Воодушевившись примером спортсмена-экстремала, некоторые из нас стали задумываться над тем, чтобы повторить этот трюк (само собой, не на автомобиле). Конечно, не сразу бэкфлип или там тройной тулуп, но с чего-то надо начинать. Бесстрашный Антон вызвался попробовать. Для экспериментов был выбран сноупарк неподалеку от Тиня, в котором были трамплины на любой вкус: большие и маленькие. (А так же удобный и быстрый спуск вниз в случае перелома какой-нибудь конечности.)

Во вторник и среду на халф-пайпе, что построили на площади прямо перед подъемником, проходили любительские соревнования. Начинались они уже вечером, после закрытия всех подъемников и захода солнца. Так что, к сожалению, мы поздно об этом узнали, а так победили бы там конечно. После практики в сноупарке Антону не было равных.

Во Франции есть традиция – каждый год в канун дня святого Варфоломея идти жечь гугенотов. Поскольку этот день всего раз в году, а жечь гугенотов хочется почаще, то каждый четверг ночью инструктора устраивают яркое ослепительное шоу с зажженными факелами. После чего процессия медленно идет вдоль по темным улицам, которые на короткое время окрашиваются в красный цвет. Свет от горящих огней отбрасывает длинные пляшущие тени на стены домов, и то здесь, то там слышатся сдавленные вопли ужаса, смешанные с восхищением.

Что еще? О французской еде все было сказано еще в прошлый раз. Хотя совершенно случайно в первые дни зайдя в какую-то пиццерию быстро перекусить, почему-то почти все оставшиеся дни мы ужинали в ней (да, там был Wi-Fi, и что из этого?). Но несмотря на засилье итальянской еды в этот (уже пятый!!!) визит во Францию мне наконец-то удалось отведать лягушачьих лапок. Бытует мнение, что это мясо похоже на курицу. Мне кажется, что так говорят лишь те, кто никогда его не пробовал. Типа и зачем это надо, курица и есть курица? Этак все можно к дошираку свести. На самом деле, конечно, ничего сверхъестественного в лягушачьих лапках нет, но попробовать стоит, чтоб утверждать уже на собственном опыте курица это или нет, не полагаясь на мнение экспертов в Интернете.
Ваше здоровье!

* * *
Ну что ж, пора вернуться к вопросу, заданному в начале повествования: что может быть нового в этих Альпах?
Горы ведь каждый раз разные, они разные в разных странах, в одной стране они отличаются от долины к долине, более того, они разные в каждый новый день. Сегодня ты пролетаешь La Face с ветерком, а завтра с трудом соскребаешься по краю склона. И если тебе кажется, что ты все уже узнаешь, то за это расплата за подобное заблуждение наступит почти сразу же.
Любите горы, они того стоят.

Комментариев нет:
Отправить комментарий